Viktor Zhumatiy / Віктор Жуматій - Дискретинизм: нормативные культуры в искусстве [entries|archive|friends|userinfo]
Viktor Zhumatiy / Віктор Жуматій

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
Search my journal:

Дискретинизм: нормативные культуры в искусстве [Aug. 20th, 2005|11:07 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell a Friend Next Entry
[Tags|, , , , ]

В соответствии с экономическими стратегиями кинестетика и дискретника образуются два извращенных вида искусства: попсовое и интеллектуалистское. Про попсовое гадости говорят кому ни лень, поэтому я займусь здесь интеллектуалистами (дискретниками). Поводов для интеллектуализма много, это может быть все, что угодно, лишь бы на первый взгляд непонятнее -- от Импрессионизма, Zwoelftonalen Musik и Finnegan's Wake до Арефьевой, БГ и Михаила Щербакова. При этом появляется и сообщество слушателей с легко узнаваемой структурой.

Немного истории.



В связи с массовым приобретением образования в конце 19 века появился массовый читатель, смотретель, а чуть позже -- и массовый слушатель. Средний уровень образования потребителя искусства резко упал. Художники и артисты, которые были "женаты на позиции" и не желали снижать стандартов своей работы, начали защищать свое искусство от грязных лап простого люда. Так, в нашей упрощенной истории, родился интеллектуализм.
Хосе Ортега-и-Гассета как-то сказал, что толпа (полуграмотные устоявшиеся в своей правоте) никогда не сможет понять новое искусство. Он подразумевал музыку и живопись начиная с импрессионизма. Это искусство, в отличие от всего, что было ранее, обладало одной специальной конструктивной особенностью: learning curve в небы было подправлена так, чтобы "войти" в это искусство, получать от него удовольствие, нужен был искусственно удиленный период обучения, связанный с неприятными ощущениями. Если произведения открытого искусства многослойны, и даже необразованный слушатель способен увидеть в нем что-то близкое его чувствам с самого начала, в интеллектуалистском искусстве все, что могло бы быть понятно неподготовленному слушателю старательно вычищено, или даже хуже, сделано неприятным.

Как-то я еще в детстве читал советский фантастический рассказ, хорошо иллюстрирующий принцип построения интеллектуалистского искусства. В счастливом коммунстическом будущем все еще оставались капиталистические планеты, на которых люди по-прежнему думали о вещах в терминах "купить", "продать" и "сколько это стоит". Вот как раз с такой планеты космический корабль мародеров попадает на заброщенную планету-музей какой-то старой и фантастически развитой цивилизации, покинувшей ее, когда их солнце начало слабеть. Мародеров интересовали предметы искусства. Предметов искусства было много; фантастическая по вкусу архитектура, музеи, полные прекрасно выполненых картин, статуй и украшений. Проблема была только в том, что вместо золота почему-то применялся свинец, статуи нарочно были сделаны из такого материала, что "их бы никто не купил", вместо алмазов использовался графит, и т п. Когда расстроенных мародеров, с горя начавших все крушить, поймали хранители музея, они им показали, как город выглядит на самом деле: купол оказался золотым, украшения -- золотыми, вместо графита -- алмазы, и т п. Оказалось, что цивилизация была настолько развитой, что вещи вычисляли тех, кто вместо того, чтобы оценивать их художественную ценность, думали о том, сколько вещь стоит и защищали себя, показывая себя в неприглядном свете.

Такие защищающиеся искусства стали в 20 веке весьма популярными среди дискретников, и часто служал для распознавания ими "своих".

Эволюция типичного нормативного сообщества в искусстве



Группа слушателей, считающая себя выше интеллектуально, морально и т п, недовольное тем, как на их искусство влияют смерды, начинают поддерживать защищающееся искусство. Например, zwoelftonalen technik, абстракционистская живопись, Finnegan's Wake, Diamanda Galas и т п. Тем или иным способом обеспечивается барьер в learning curve (траектории обучения) с тем, чтобы для ленивых данное искусство было недоступным. (Такое же можно часто наблюдать и в других областях, например, в написании математических статей). Все человечество, которое раньше делилось на "нравится" и "не нравится", обретает еще один критерий для разделения -- "понимает" и "не понимает". Поначалу, избавившись от неграмотного балласта, течение достигает невиданных ранее высот в сложности и красоте. Но первая радость участников вскоре уступает место серьезным проблемам.
Группа "не нравится и не понимает" -- те, от кого группа избавилась, -- презренные смерды, поэтому внутри группы все заинтересованы в том, чтобы показать, что они к ней не принадлежат, и пытаются избежать атаки "ненравится? значит, не понимаешь". В группе появляется общественное давление на тех, кому продукты, выполняемые в рамках культуры, не нравятся. Всех, кто "Не нравится и понимает" могут в любой момент обвинить в том, что они на самом деле не понимают. Кроме того, ни у кого самого нет уверенности в том, что он уже преодолел барьер обучения и понимает; поэтому те, кто с чем-то не согласен, предпочитают помалкивать, и делать вид, что им все в кайф (встречали, наверное, таких слушателей, например, классической музыки?). Наблюдатели извне, которые бы может и стали слушателями, во-первых, музыку не слышат, поскольку это требует тренировки, во-вторых, видят тех, кто делает вид, что получает от музыки удовольствие, и в результате приходят к выводу, что слушать-то внутри сообщества и нечего. Ряды сообщества, лишенного притока новых слушателей, и лишенного возможностью управлять артистом (не нравится? Да ты просто не понимаешь!), постепенно редеют. Немногие оставшиеся мрачно слушают все менее вменяемые произведения своих авторов, во все худшем исполнении. Интеллектуальный уровень сообщества падает, там остаются только те, кто повышают свой статус за счет причастности сообществу, и через некоторое время сообщество вырождается окончательно и умирает.

Мимикрия



Использование причастности к тому или иному нормативному сообществу в искусстве стало популярным способом повышать свой рейтинг. На такой спрос появилось и предложение: масса "интеллектуалистских" невменяемых авторов, которые собирают вокруг себя душевнобольных слушателей. Это -- мертворожденное интеллектуалистское искусство.

А вы


принадлежите к какому-то нормативному сообществу в искусстве? В какой фазе развития находится ваше течение?
linkReply

Comments:
From: [info]vinopivets
2005-08-20 02:27 pm (UTC)

(Link)

Не принадлежу.
[User Picture]From: [info]vi_z
2005-08-20 02:33 pm (UTC)

(Link)

Хорошо Вам :)
А я вот только недавно из всех повыходил.

Хотя у меня такое впечатление, что на первом шаге изоляция течения может давать выигрыш в развитии. Или Ортега-и-Гассет не прав в принципе в том, что полагал изоляцию полезной, как Вы считаете?
From: [info]vinopivets
2005-08-20 03:00 pm (UTC)

(Link)

Тсс, никому не говорите. Я Ортега-и-Гассета не читал. Посмотрел пару страниц - тоска зеленая. Может, он и не такой мудак, как какие-нибудь Гуссерль с Хайдеггером, но мне проверять лень.
[User Picture]From: [info]vi_z
2005-08-23 12:14 am (UTC)

(Link)

О-и-Г хорошо "Эстетику в трамвае" читать :-) И даже Хайдеггер бывает очень хорош, например, своим пониманием техники и искусства. Ну а Гуссерль он и в Африке дурак.
From: [info]vinopivets
2005-08-23 01:00 am (UTC)

(Link)

Виктор, времени у меня мало уже осталось. Ну, не хочу я эстетику в трамвае. И Хайдеггера не хочу. Нет времени на беспользняк, правда.
[User Picture]From: [info]vi_z
2005-08-23 01:02 am (UTC)

(Link)

Зависит от функции реинфорсмента.
From: [info]lzh
2005-08-20 03:01 pm (UTC)

(Link)

Полусвободный поток ассоциаций после прочтения:

"Ну, вот это мало кто понимает, а мы с тобой понимаем."
0) Ещё не читал, но уже не нравится.
1) Прочитал. Понравилось.
2) Толкинулся сам - толкини товарища.
3) Вот ты смеёшься, а я вчера в лесу хоббита видел.
4) Национальность - эльф.
5) По паспорту - Гэндальф.
6) Я там был и сам всё видел.
7) Профессор ошибся - всё было совсем по другому.

Нравится - не нравится, люби, моя красавица.

"Они там в интернете объясняют друг другу, что всё это написал Пушкин, а я только процитировал".

"Растленных тройка есть певцов: Набоков, Бродский, Щербаков. Тройное скопище пороков суть Бродский, Щербаков, Набоков. Кто ж из троих самый уродский - Набоков, Щербаков, иль Бродский?"

Президент клуба любителей фильма "Белое солнце пустыни" написал песню "Верещагин, не заводи баркас!"

Суммируя: ты, кажется, смешиваешь историю сообществ (которые к искусству прямого отношения не имеют), течений (которые могут развиваться) и отдельных творцов (которые, вообще-то, не развиваются, а живут); думаю, зря.
[User Picture]From: [info]fenikso
2005-08-20 03:26 pm (UTC)

(Link)

(мысли на схожие темы)
Одно время обдумывал концепцию «языка до избранных» — чтобы способность оперировать концепциями языка делала автоматическую селекцию «избранной части от целого». Вообще говоря, любая сложная дисциплина является таким селектором — но не все дисциплины делают вменяемую селекцию всегда результат селекции совпадает с stream, который (персонально) я интерпретирую позитивно — для меня это сдвинутый в сторону физмата view. In addition — такие «дисциплинарно-ориентированные» селекции частичны и неполны по своей сути, т.к. используются для описания частичной картины миры. Так что если создавать такой «коммуникационный язык», то с учетом всей картины мира (возможности описать любое явление описываемое естественными языки).
[User Picture]From: [info]fenikso
2005-08-20 03:32 pm (UTC)

(Link)

"..до для.."
From: [info]tsvetna
2005-08-21 02:32 am (UTC)

(Link)

Нет, они все ужасные, по-моему :-)
[User Picture]From: [info]vi_z
2005-08-23 12:11 am (UTC)

(Link)

Тогда интересно, какие у вас стратегии поиска предметов искусства.
Какую вы, например, музыку слушаете? И как ее выбираете? Как ищете новую?
From: [info]tsvetna
2005-08-23 12:49 am (UTC)

(Link)

Разную...
1. Слышу у кого-то в гостях, например, спрашиваю, что это, можно взять послушать, можно потом купить что-то близкое. Или люди, вкусы которых в этом отношении (в другом, допустим, в еде или книжках, могут вовсе не совпадать) похожи на мои, это порекомендуют.
2. Прихожу в магазин, смотрю сидюки, читаю надписи :-) Могу купить что-то известного мне автора, но что я еще не слышала (и часто так делаю), могу, наоборот, исполнителя, который нравится. Что-то покупаю из любопытства, например, что за музыку написал Ницше - просто любопытно. И т.д.

В любом случае, это такой, безответственный выбор - не понравится, не буду слушать, ничего не случится. :-)
[User Picture]From: [info]t_gra
2005-08-21 03:32 pm (UTC)

(Link)

Принадлежу и мне это в кайф.
Что ж это ты, Диаманду Галас разлюбил из-за того, что сообщество её любителей нормативное? Или способность получать кайф сохранилась?

А какое искусство визуалы-торговцы любят? Не попсовое-кинестетическое и не дискретное-интеллектуалистическое - это какое?

"Да был бы я негром преклонных годов, я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин" :))
[User Picture]From: [info]vi_z
2005-08-23 12:10 am (UTC)

(Link)

Что ж это ты, Диаманду Галас разлюбил из-за того, что сообщество её любителей нормативное? Или способность получать кайф сохранилась?

Способность получать кайф только обостряется :)

Не попсовое-кинестетическое и не дискретное-интеллектуалистическое - это какое?

Приятное. Которое нравится именно им. Визуал гораздо чувствительнее к своим потребностям, чем кинестетик (которому нужно, чтобы все его любили), или дискретник (которому нужно, чтобы его любила целевая группа, и который рискует еще большим, чем кинестетик, не следуя нормам). Кроме того, он чувствительнее к потребностям других людей, и может правильно порекомендовать (приятную!) музыку другим людям -- в порядке услуги.

[User Picture]From: [info]t_gra
2005-08-23 12:23 am (UTC)

(Link)

Понятно :)

А в чём тогда выражается то, что ты "вышел из нормативных сообществ любителей искусство" ?
[User Picture]From: [info]vi_z
2005-08-23 12:44 am (UTC)

(Link)

Удалил упоминания Диаманды Галас и проч нормативистских товарищей из списка интересов. Снял с себя ограничения на правильность музыки. Внимательно прислушиваюсь к своим ощущениям и принимаю сбалансированные решения о музыке -- только на основании своих ощущений -- без "это должно нравиться" и "это не может нравиться".

То же и с остальными видами искусства.

По-прежнему буду охотно учиться воспринимать техничное искусство, требующее для своего восприятия обучения -- у тех, кто может научить. Буду продолжать учиться сам в тех случаях, когда по моей оценке "за этим что-то может быть", и когда тренеров нет.
[User Picture]From: [info]t_gra
2005-08-23 01:34 am (UTC)

(Link)

Да, похоже всякие Диаманды чисто для понту в интересы вписываются - я, например, никого по этому совпадению не искал (хотя, возможно, находили меня).
Но хороший понт дороже денег. Я удалять нормативистов из интересов не буду, пусть остаётся эта форма квази-торговли с дискретниками тоже.
[User Picture]From: [info]livelight
2005-08-23 05:31 am (UTC)

(Link)

Отлично написано!
[User Picture]From: [info]vi_z
2005-08-24 06:06 am (UTC)

(Link)

Спасибо :)
[User Picture]From: [info]infanticida
2006-12-21 02:47 pm (UTC)

(Link)

Мне кажется что никто не пытается защищать свое искусство от грязных лап, а просто пытается его облегчить для понимания избавив от ненужных "декоративных" элементов. Таким образом искусство становится менее усваиваемым, но не менее понятным, а скорее наоборот. Простому люду легче понять то что Шиле – хороший художник, чем то что Дали – плохой. Или то что Галас – хорошая, а Йорк – плохой. По-моему так.
[User Picture]From: [info]ludenus
2007-04-19 11:27 am (UTC)

(Link)



Как-то я еще в детстве читал советский фантастический рассказ, хорошо иллюстрирующий принцип построения интеллектуалистского искусства.



Как назывался этот рассказ и кто его автор?
[User Picture]From: [info]vi_z
2007-04-20 12:49 pm (UTC)

(Link)

Вот мне тоже очень интересно. Искал, не нашел.